Этикетка ‒ печатная продукция, изготовленная в виде бирки или наклейки и содержащая необходимую информацию о произведенном товаре: название, изготовитель (наименование и логотип), срок годности и дата производства. Возможно наличие дополнительной информации на усмотрение изготовителя.
Определение
У этикетки есть отличительные особенности, помогающие не путать ее с другими видами упаковочных средств:
- наличие информации, помогающей определить вид, тип или другие характеристики реализуемого товара;
- обязательное соединение с контейнером (упаковкой, вместилищем) любым из возможных способов;
- обязательное наличие контейнера или тары у товаров;
- этикетка составляет единое целое с контейнером.
Иногда непросто определить, можно ли считать то или иное изделие этикеткой, например, крышки-заклейки для контейнеров с йогуртами. В данном случае это элемент упаковки, несущий необходимую для потребителя информацию. А вот ярлыки вряд ли можно отнести к этикеткам. Их крепление в виде шнура, пластмассовой клипсы или текстильной ленты не соединяется непосредственно с контейнером.
Чаще всего встречаются круговые и точечные этикетки. Двухпозиционные или с большим количеством позиций этикетки, замкнутые в полосу ‒ это круговые. Второй вид (точечные) имеет еще одно название ‒ стоп-этикетки, и они не образуют контур, замкнутый в кольцо.
Классификация
Продукция имеет несколько разновидностей, которые зависят от:
- материалов, применяемых в изготовлении;
- особенностей крепления на упаковку с товаром;
- технологического процесса и дизайнерских приемов.
Технологии производства
При изготовлении этикеток применяются разные материалы: бумага, картон, пластмасса, стекло, металл, дерево, кожа, текстиль и керамика.
Бумага ‒ когда-то популярный, но теперь реже применяемый в производстве этикеточной продукции материал. Чаще всего встречаются композитные материалы, состоящие из смеси текстиля, металла и картона. Лидирующие позиции занимают этикетки, для изготовления которых используется полимерное сырье.
При производстве этикеточной продукции применяются различные способы печати и декорирования:
- горячие и холодные виды припрессовки фольги;
- живописная и шелкотрафаретная печать, применяемая для упаковки элитных сортов вина;
- теснение либо перфорирование, необходимые при печати этикеток для категории слабовидящих или слепых потребителей;
- литье оловянных медальонов, применяемых для коллекционных вин в бутылках.
Наиболее распространенные способы печати этикетки ‒ офсетная, ротогравюрная, флексографическая и печать на маркировочном оборудовании. Производители очень часто применяют несколько способов печати для изготовления определенного вида этикетки.
Методы крепления
В производстве этикеточной продукции существуют такие термины:
- апплицирование – принцип соединения этикетки и тары (ёмкости, контейнера);
- этикетирование – процесс соединения товара и этикетки по принципу вплавления, впрессовки, наклеивания, механического присоединения при помощи болтов или шурупов.
Применение каждого способа соединения на практике:
- Разновидности «самоклеек» крепятся с контейнером (ёмкостью) при помощи клея. Клеящее вещество, нанесенное на одну из сторон, активизируется под действием влаги (по принципу почтовых марок).
- Термоусадочные и рукавные этикетки крепятся к контейнеру за счет механического воздействия.
- Полимерные ‒ вплавляются в тару при помощи литья под давлением или выдуванием.
- Металлические шильды прикручиваются на шурупы или винты.
- Текстильные ‒ пришиваются.
- Этикетки-стикеры жесткой конструкции монтируются с магнитами, которые помогают крепиться к металлическим поверхностям.
- Этикеточная продукция в форме металлических или пластмассовых медальонов прикрепляется к товару методом прессовки или магнитным способом крепления.
Функциональное значение этикетки
Любые разновидности этикеток несут свой функционал:
- Для продвижение товара:
- стикеры-самоклейки;
- мини-постеры;
- этикетки-постеры рекламного характера, наклеиваемые на контейнеры;
- стикеры из липкой прозрачной пленки для витрин.
- Для защиты товара:
- этикетки с функциями предотвращения фальсификации;
- фиксирующие вскрытие тары;
- сертифицирующие товары с обязательным учетом в системе.
- Для идентификации товара:
- самоклеящиеся и гуммированные этикетки с заранее активирующимся перед нанесением клеем;
- термоусадочная печатная продукция;
- круговые этикетки из категории полимерных, крепящиеся методом обертывания;
- растягивающиеся и восстанавливающие формы;
- вплавляемые в ёмкость или контейнер изделия, непосредственно в процессе их производства.
- Функциональная продукция:
- этикетки в форме буклетов небольшого формата;
- этикетки-клапаны;
- продукция с дистанционным откликом по типу акустической магнитной;
- шильды, выполненные на паллетах;
- прозрачные виды продукции с имитацией контроля вычисления, температуры и других данных.
Этикетки изготавливаются с главной задачей ‒ информирование потребителя о характеристиках и производителе того или иного товара. Но дополнительно их свойства могут быть шире: идентифицировать товары, упаковать и укупорить, продвинуть изделия.