Телефон:
Адрес:
ZakaZaka@flexoline.ru
ПРОИЗВОДСТВО САМОКЛЕЯЩИХСЯ ЭТИКЕТОК И ТЕРМОБИЛЕТОВ
Главная \ Полезная информация \ Винная этикетка: от клейм к произведению искусства

Винная этикетка: от клейм к произведению искусства

Попытки установить имя изобретателя первой этикетки или определить дату её производства бессмысленны, как попытки найти изобретателя колеса. Пока достоверно известно, что уже в 5-м тысячелетии до нашей эры древние египтяне, описывая имущество, отправляемое вслед за фараоном в гробницу, перечисляли различные вина. И без маркировки разобраться, что именно находится в конкретной амфоре, было невозможно.

В 3-м веке до нашей эры правитель Вавилона обязал подданных маркировать ёмкости с вином, указывая на них местность производства. Те времена не отличались излишним либерализмом законодательной мысли, поэтому легко представить, что ожидало продавцов контрафактной продукции в случае разоблачения.

На качественно новый уровень маркировку амфор с вином вывели древние греки. В лаконичных надписях, состоящих всего из нескольких слов, они сообщали имя мастера, а также место и время его производства вина. Но всё это было пока очень далеко от привычных нам этикеток.

Амфора с вином

Средние века

Средневековье ознаменовались переходом розничной торговли вином на более мелкую тару. Вино из бочонков стали разливать в бутылки, пока глиняные (стеклянные бутылки производились давно, но были лишком дорогими). К горлышку бутылки привязывали прообраз этикетки – кусочек папируса или бумаги, на котором и писали название вина.

Глиняная бутыль

Надо сказать, что винный рынок тогда разнообразием не блистал – приличное вино делали только в Эльзасе, Шампани, Бургундии и Лотарингии. К тому же из-за феодальной раздробленности торговля переживала не лучшие времена. Продукты, в том числе и вино, в основном потреблялись там, где производились.

…И пришла бумага

18-й век ознаменовался широким распространением стеклянных бутылок и бумаги. Они не были такой уж редкостью, но себестоимость производства препятствовала сколь-нибудь массовому производству. Теперь же и стекло и бумага стали доступнее, чем тут же воспользовался Пьер Периньон (основатель знаменитого «Дома»). Он начал разливать шампанское в бутылки из стекла, что позволило сильнее насыщать вино углекислотой, затыкал их пробкой из дуба, и повязывал на все бутылки «галстучки»-этикетки.

Этикетка Dom Perignon

Поверхность стеклянной бутылки гладкая, поэтому проще было приклеивать, а не привзязывать этикетки. Постепенно совершенствовалась технология печатания, и этикетки стали печатными. А качественный скачок произошёл после изобретения литографии. Теперь на этикетках можно было размещать не только надписи, но и рисунки.

Винные этикетки приобретают новое лицо

Несмотря на то, что именно немецкие печатники быстрее освоили литографскую и многоцветную печать, произведением искусства наклейку на бутылке сделали не они. Немецкие вина довольно долго снабжали ярлыками, больше напоминающими унылый канцелярский бланк. На бумаге печатали сорт вина и оставляли пару строк, которые производитель заполнял по своему усмотрению. Это было рационально и логично, но никак не могло привлечь новых покупателей.

В 19 веке сполна проявили свой художественный потенциал французские виноделы. Галльские производители вин украшали свои бутылки самыми разнообразными наклейками. Часто использовались изображения женщин, цветочные и фруктовые орнаменты, разнообразные пейзажи. Постепенно, впрочем, пестрота сюжетов сменилась традицией изображать на этикетке старинные замки и родовые гербы. Таким образом и статус производителя подчёркивался, и покупатель вина как бы приобщался к высшему свету.

Немалое внимание уделялось текстам. Вина стали получать «возвышенные» названия. Короткий пояснительный текст расхваливал аромат и вкусовые качества вина.

Этикетка вина из Франции

Золотой век

Ко второй половине 19-го века ценность винной этикетки как рекламного носителя осознали все. Производители вин начали заказывать печатные матрицы у известных художников. Причём этикетки, напечатанные с помощью таких уникальных матриц, клеили на ограниченное число бутылок. Это одновременно и повышало стоимость продукта, и делало саму этикетку предметом коллекционирования. Довольны были все: увеличивавшие сбыт и выручку производители, получавшие заработок мастера кисти, и приобретавшие уже как бы не просто бутылку вина, а заодно и произведение искусства. Первым художников для этикеток нанял барон Ротшильд, и вот уже более ста лет вино «Мутон Ротшильд» выпускается только с оригинальными художественными ярлыками.

Рынок вина очень конкурентен, и со временем тексты, уже почти было вытесненные с бутылочных этикеток, стали вновь на них появляться. Способствовало этому и некоторое ужесточение законодательства – оно стало обязывать виноделов размещать всё более подробную информацию об их продукте. В начале прошлого столетия начал складываться определённый стандарт дизайна винной этикетки: гармоничное сочетание графической и текстовой составляющих. Скучные информативные наклейки считаются столь же неудачными, как и красивые ярлыки, не содержащие полной информации о продукте.

Свежий ветер из Америки

Период после окончания Второй мировой войны ознаменовался мощной экспансией на европейский рынок американских производителей, прежде всего из Калифорнии и Аргентины. Для того, чтобы завоевать свою долю рынка, заокеанские виноделы задействовали агрессивную рекламу, частью которой было и нетрадиционное для европейцев оформление бутылок.

Масла в огонь подлили и подключившиеся к конкуренции производители вин из Новой Зеландии и Южной Африки. Качество продукции новичков практически не уступало винам «старых» производителей, поэтому им тоже пришлось поработать над рекламой и дизайном. В целом конкуренция в этой сфере идёт на пользу потребителям.

Этикетирование вин

Остались вопросы?
Оставьте заявку
Понедельник - Пятница
10:00 до 18:00
Телефон: