Попытки установить имя изобретателя первой этикетки или определить дату её производства бессмысленны, как попытки найти изобретателя колеса. Пока достоверно известно, что уже в 5-м тысячелетии до нашей эры древние египтяне, описывая имущество, отправляемое вслед за фараоном в гробницу, перечисляли различные вина. И без маркировки разобраться, что именно находится в конкретной амфоре, было невозможно.
В 3-м веке до нашей эры правитель Вавилона обязал подданных маркировать ёмкости с вином, указывая на них местность производства. Те времена не отличались излишним либерализмом законодательной мысли, поэтому легко представить, что ожидало продавцов контрафактной продукции в случае разоблачения.
На качественно новый уровень маркировку амфор с вином вывели древние греки. В лаконичных надписях, состоящих всего из нескольких слов, они сообщали имя мастера, а также место и время его производства вина. Но всё это было пока очень далеко от привычных нам этикеток.
Средние века
Средневековье ознаменовались переходом розничной торговли вином на более мелкую тару. Вино из бочонков стали разливать в бутылки, пока глиняные (стеклянные бутылки производились давно, но были лишком дорогими). К горлышку бутылки привязывали прообраз этикетки – кусочек папируса или бумаги, на котором и писали название вина.
Надо сказать, что винный рынок тогда разнообразием не блистал – приличное вино делали только в Эльзасе, Шампани, Бургундии и Лотарингии. К тому же из-за феодальной раздробленности торговля переживала не лучшие времена. Продукты, в том числе и вино, в основном потреблялись там, где производились.
…И пришла бумага
18-й век ознаменовался широким распространением стеклянных бутылок и бумаги. Они не были такой уж редкостью, но себестоимость производства препятствовала сколь-нибудь массовому производству. Теперь же и стекло и бумага стали доступнее, чем тут же воспользовался Пьер Периньон (основатель знаменитого «Дома»). Он начал разливать шампанское в бутылки из стекла, что позволило сильнее насыщать вино углекислотой, затыкал их пробкой из дуба, и повязывал на все бутылки «галстучки»-этикетки.
Поверхность стеклянной бутылки гладкая, поэтому проще было приклеивать, а не привзязывать этикетки. Постепенно совершенствовалась технология печатания, и этикетки стали печатными. А качественный скачок произошёл после изобретения литографии. Теперь на этикетках можно было размещать не только надписи, но и рисунки.
Винные этикетки приобретают новое лицо
Несмотря на то, что именно немецкие печатники быстрее освоили литографскую и многоцветную печать, произведением искусства наклейку на бутылке сделали не они. Немецкие вина довольно долго снабжали ярлыками, больше напоминающими унылый канцелярский бланк. На бумаге печатали сорт вина и оставляли пару строк, которые производитель заполнял по своему усмотрению. Это было рационально и логично, но никак не могло привлечь новых покупателей.
В 19 веке сполна проявили свой художественный потенциал французские виноделы. Галльские производители вин украшали свои бутылки самыми разнообразными наклейками. Часто использовались изображения женщин, цветочные и фруктовые орнаменты, разнообразные пейзажи. Постепенно, впрочем, пестрота сюжетов сменилась традицией изображать на этикетке старинные замки и родовые гербы. Таким образом и статус производителя подчёркивался, и покупатель вина как бы приобщался к высшему свету.
Немалое внимание уделялось текстам. Вина стали получать «возвышенные» названия. Короткий пояснительный текст расхваливал аромат и вкусовые качества вина.
Золотой век
Ко второй половине 19-го века ценность винной этикетки как рекламного носителя осознали все. Производители вин начали заказывать печатные матрицы у известных художников. Причём этикетки, напечатанные с помощью таких уникальных матриц, клеили на ограниченное число бутылок. Это одновременно и повышало стоимость продукта, и делало саму этикетку предметом коллекционирования. Довольны были все: увеличивавшие сбыт и выручку производители, получавшие заработок мастера кисти, и приобретавшие уже как бы не просто бутылку вина, а заодно и произведение искусства. Первым художников для этикеток нанял барон Ротшильд, и вот уже более ста лет вино «Мутон Ротшильд» выпускается только с оригинальными художественными ярлыками.
Рынок вина очень конкурентен, и со временем тексты, уже почти было вытесненные с бутылочных этикеток, стали вновь на них появляться. Способствовало этому и некоторое ужесточение законодательства – оно стало обязывать виноделов размещать всё более подробную информацию об их продукте. В начале прошлого столетия начал складываться определённый стандарт дизайна винной этикетки: гармоничное сочетание графической и текстовой составляющих. Скучные информативные наклейки считаются столь же неудачными, как и красивые ярлыки, не содержащие полной информации о продукте.
Свежий ветер из Америки
Период после окончания Второй мировой войны ознаменовался мощной экспансией на европейский рынок американских производителей, прежде всего из Калифорнии и Аргентины. Для того, чтобы завоевать свою долю рынка, заокеанские виноделы задействовали агрессивную рекламу, частью которой было и нетрадиционное для европейцев оформление бутылок.
Масла в огонь подлили и подключившиеся к конкуренции производители вин из Новой Зеландии и Южной Африки. Качество продукции новичков практически не уступало винам «старых» производителей, поэтому им тоже пришлось поработать над рекламой и дизайном. В целом конкуренция в этой сфере идёт на пользу потребителям.